Грегор Айш: "Журналистам надо перестать бояться хакеров"

Журналистика данных
Грегор Айш
Грегор Айш

Интерактивные визуализации и инфографика набирают все большую популярность в СМИ, а журналисты начинают раскапывать интересные факты в статистиках и визуализировать их самостоятельно или с помощью программистов. Этот тренд получил название “журналистика данных”.  Что нужно знать начинающим журналистам, работающим с данными, как им сотрудничать с программистами и нужно ли журналистам самим уметь программировать?

Об этом в интервью рассказал немецкий специалист по визуализации данных Грегор Айш (Gregor Aisch). Грегор работал над созданием платформы Datawrapper, которая позволяет журналистам публиковать простые интерактивные графики. Он также разрабатывает визуализации для таких крупных медиаорганизаций, как Deutsche Welle и Zeit Online.

“Журналистам пора перестать бояться хакеров”, – говорит Грегор Айш. “Звучит смешно, но многие до сих пор представляют хакеров как преступников, проводящих дни и ночи за написанием вирусов и взломами систем электронной защиты банков и правительств”.

– Грегор, ты по образованию не журналист, а именно технический специалист. Как тебе нравится работать с журналистами?

Очень нравится!  Они обычно очень четко понимают предмет своего журналистского расследования, и у них множество интерсных идей о том, как преподнести историю. В отделах пиара и маркетинга такой подход нечасто увидишь.

– Что журналистам надо знать, чтобы рассказывать интересные истории, основанные на данных?

Нужно понимать масштаб и представлять себе временные затраты на интерактивные визуализации в сети.  Ведь создание интерактивных визуализаций очень похоже на разработку программного обеспечения, нужно понимать, чего ожидать, и уметь управлять ресурсами, чтобы получить результат в нужный срок. Иначе придется пережить массу разочарований.

– Что журналистам важно помнить при совместной работе с программистами?  

Такая работа схожа с работой по управлению проектами. Важно пребывать в постоянном диалоге, особенно в начале проекта. Часто бывает сложно прийти к общеми пониманию того, каким должен быть конечный продукт. Здесь очень помогают эскизы от руки.

– А сами журналисты должны уметь программировать?

Для начала журналистам пора перестать бояться так называемых хакеров. Звучит смешно, но многие до сих пор представляют хакеров как преступников, проводящих дни и ночи за написанием вирусов и взломами систем электронной защиты банков и правительств. Регулярные встречи типа Hacks/Hackers в Берлине помогают навести мосты между журналистами и хакерами, то есть программистами.

Для ежедневной работы с массивами данных советую получить базовые навыки написания скриптов. Вначале будет сложно, но через пару дней вы сами удивитесь, сколько всего уже можете. Написание пары строчек кода часто помогает избавиться от нудного повторения простых задач. Особенно в онлайн-журналистике экономное использование времени крайне важно, ведь там постоянно есть дедлайны для сдачи материала.

К тому же, журналистам и самим полезно понимать в общих чертах, что можно сделать и сколько времени на это примерно уйдет. Конечно, журналист не обязан уметь создавать интерактивные визуализации с нуля. Чтобы научиться этому, понадобится несколько лет. Но надо понимать, что в принципе выполнимо, а что нет.

– Какие инструменты ля визуализации можно использовать, если не умеешь программировать?  

Excel, LibreOfficeTableau PublicManyEyesDatawrapperQuantumGIS –  все эти инструменты позволяют быстро создавать качественные визуализации данных и карты. Эти программы можно либо бесплатно загрузить, либо использовать веб-версию, часто они уже предустановлены на компьютере. Так что начать можно просто и без лишних затрат. Конечно, временных затрат на изучение новых программ не избежать.

– С чего начать журналистам, интересующимся журналистикой данных?

Для начала советую ознакомиться с одной из программ по работе с электронными таблицами. Большинство историй, основанных на данных, начинаются с простой таблицы, так что важно уметь выполнять простейшие операции, например, разделять количество случаев с летальным исходом при авариях на общее количество аварий во всех регионах страны. Если вам не нравится интерфейс в Excel, советую обратить внимание на бесплатную альтернативу LibreOffice Calc. Это очень простая и мощная программа.

– Сейчас в интернете популярны самые разные визуализации. Какие ошибки чаще всего в них совершаются?  

Во-первых, я обожаю визуализации, так что чем чаще они используются, тем лучше. Одна из худших ошибок, которые мне доводилось видеть, – это неправильное размещение подписей к графикам. Если вы только и делаете, что следуете подсказкам программы, наверняка что-то будет не так.

– Назови, пожалуйста, свои любимые визуализации.

Вот этот пример от New York Times показывает диаграмму рассеяния (scatterplot), на горизонтальной оси мы видим показатели по выпускам из колледжа для черных, испаноязычных и азиатских студентов, на вертикальной оси – показатели по студентам-первокурсникам. На графике четко видно, что в лучших вузах с высоким процентом выпустившихся студентов уровень черных студентов гораздо ниже. Например, в Гарвардском университете на первый курс зачислено только 8,8% черных студентов, при этом до выпуска в этом университете доходят 97% студентов.

Эта тема в США сейчас очень актуальна, потому что все больше штатов отказываются от планов по “позитивной дискриминации“. Начиная с времен президентов США Кеннеди и Джонсона с 60-х годах, эти планы должны были гарантировать определенные квоты по студентам различных расовых принадлежностей для университетов. Сейчас все больше республиканских штатов собираются отменить эти планы, потому что считают квоты незаконными.

В последующей интерактивной визуализации редкция NYT показала результаты предудущих запретов в таких штатах, как Калифорния. Они сравнили процентное соотношение первокурсников различных рас с процентом жителей, принадлежащих к этой расе, возраст которых сопоставим с возрастом студентов.  Заметно, что особенно в Калифорнии запрет плана по “позитивной дискриминации” сопровождался серьезным снижением поступлений в колледж испаноязычного и черного населения.

Приведу последний пример. Это потрясающая визуализация, созданная сотрудниками New York Times Мэтью Блочем (Matthew Bloch) и Ханной Фэирфилд (Hannah Fairfield). С помощью диаграмм Венна авторы показывают пересечение различных болезней пожилых людей. У 9% из 700 000 обитателей центров помощи выявлено сочетание болезней сердца, высокого давления и болезни Альцгеймера, все вместе лечить очень сложно.

– Все приведенные примеры – из газеты New York Times. Чем они лучше других?

Аманда Кокс (Amanda Cox), графический редактор NYT, однажды сказала примерно следующее:  “Нужно взять читателя за руку и провести его через всю инфографику”.  Без аннотаций и объяснений любая инфографика – это всего лишь попытка сказать читателям: вот картинки, разбирайтесь, как хотите. Еще NYT правильно подходит к подбору команды. Они нанимают графических редакторов, картографов, 3D-аниматоров и разработчиков интерактивных приложений – и все они работают вместе. Во многих редакциях в Германии графический отдел для печатной версии или для телеканала до сих пор отделен от отдела графики онлайн-редакции. Это сильно затрудняет процесс создания качественных интерактивных визуализаций.

– Какие ресурсы по визуализации данных ты советуешь читать регулярно?

Советую просматривать вот этот список визуализаций, блог Альберто Кайро, вот этот ресурс от Mozilla Open News, а еще это собрание кодов для разных визуализаций и сайт  “Informations Aesthetics”.

– Какие книги посоветуешь журналистам, которые хотят научиться создавать визуализации?

The Wall Street Journal Guide to Information GraphicsThe Functional Art: An introduction to information graphics and visualization и Data Visualization: A successful design process.

Интервью вела Наталья Карбасова
Оригинал на английском здесь.

Фото: http://dwm.re/wp-content/uploads/2013/01/gregor-aisch2_pic.jpg