База данных предвыборных обещаний политиков

Журналистика данных

Проект «Обещаете?» – самая захватывающая идея в предвыборной работе журналистов от MittMedia и Стокгольмской команды J++.

Нужно позволить избирателям требовать конкретных обещаний от местных политиков. Необходимо также позволить партиям подписаться под мерами, которые они обещают предпринять», – объясняют шведские журналисты идею проекта.

Эта инициатива шведских журналистов в период парламентских выборов получила название: «Обещаете?».

Логотип проекта "Обещаете?"
Логотип проекта “Обещаете?”

Все, кто когда-либо работал журналистом во время выборов, знают, как тяжело добиться от политиков каких-то конкретных обещаний. Предвыборные обещания чаще всего очень абстрактны, размыты. Избирателям из-за этого нелегко принимать обоснованные решения. Кроме того это затрудняет работу журналистов по отслеживанию риторических маневров политиков и призыву их к ответственности.

Именно подобные ситуации послужили отправной точкой для команды J++ из Стокгольма и шведского медиа-концерна Mittmedia инициировать проект, который стартовал на прошлой неделе в 19 региональных газетах.

Суть идеи в следующем. На сайтах газет созданы специальные разделы с одноименным названием «Kan du lova?». Читатели должны зарегистрироваться в системе, указав персональные данные и город/район в котором они проживают. Избиратели могут оставить запрос с заявлением о том, каких обещаний они ждут от политиков: «Можете ли вы пообещать, что…?» Редакторы изданий утверждают и затем публикуют запросы в этом разделе на сайте издания. Местные представители партий затем могут либо подписаться под предложенным обещанием в электронной системе, либо отклонить его, аргументировав ответ коротким комментарием. При этом политики могут дать только прямой ответ на предложенное обещание: да или нет. Один миллион жителей в 40 муниципалитетах получат подробное описание, как пользоваться такой системой.

Например в городе Сундсваль, Социалдемократы (SD) и Народная партия (FP) пообещали снизить цены на автобусные билеты, однако Умеренная коалиционная партия (M) и Христианско-демократическая партия (KD) отказались от этого.

Так выглядит проект “Обещаете?”. Вверху жирным задан вопрос от избирателя. Ниже приведены ответы партий (отмечены цветом): да (ja) или нет (nej) и комментарий.

Подобный вид сбора данных авторы идеи назвали «Långsiktig Datajournalistik» или «Долгосрочная журналистика данных». Этот проект с журналистской точки зрения интересен именно в долгосрочной перспективе. Как отмечают авторы идеи, за редким исключением журналисты отслеживают события в течение нескольких газетных номеров и собирают информацию по конкретным событиям. Об этом же пишет и Адриан Головатый (англ. Adrian Holovaty) в статье-манифесте журналистики данных A fundamental way newspaper sites need to change (2006, на англ. яз.). В частности, он критикует редакции, которые почти не работают с данными структурировано: не создают собственных баз данных или не анализируют всю информацию, полученную за день, не сохраняют их в виде данных, удобных для сравнения в будущем, отслеживания и электронной обработки. Статья датирована 2006-м годом, но до сих пор актуальна, считают шведские коллеги.

Помнит ли кто-нибудь, какие обещания были даны перед выборами в 2010 году? С помощью проекта «Обещаете?», издания могут пополнять базу данных конкретных и отслеживаемых обязательств политиков перед избирателями.

В течение последующих четырех лет избиратели могут обратиться к базе данных предвыборных обещаний и потребовать их соблюдения. Таким образом, созданы предпосылки по улучшению качества политической журналистики в Швеции.

Издания, участвующие в проекте «Обещаете?»:

MittMedia – одна из крупнейших медиа-групп в Швеции. Компании принадлежит 10 новостных сайтов, 19 ежедневных региональных газет, электронные газеты, бесплатные газеты, радио, компания прямой почтовой рассылки и типографии.

Оригинал статьи на шведском языке от Jens Finnäs, J++ Stockholm, 21 августа 2014.

Перевод – Алла Рыбина.