5 причин, по которым журналистам стоит участвовать в хакатонах

Журналистика данных Мероприятия

OpenNewsHackaton

Большинство западных и российских журналистов не отличаются склонностью к программированию, ведь зачастую в журналистику идут те, кому хорошо давались гуманитарные предметы. Журналистам не так уж часто удается поработать напрямую с разработчиками и дизайнерами, и вряд ли большая часть журналистов отличит терминал «Мака» от текстового редактора Sublime Text. Но если у вас есть желание научиться работать в команде с программистами и создавать цифровые продукты с нуля, есть дешевый и быстрый способ это сделать – примите участие в хакатоне.

Что такое хакатон? Хакатон (hackathon, «hacker» + «marathon») – это, как правило, двухдневное мероприятие, в ходе которого команды из программистов, дизайнеров, а бывает, и журналистов, создают новые продукты. Например, участникам могут предложить поработать с каким-то определенным API (application programming interface). В этом случае компания-спонсор заинтересована в новых идеях и возможностях. Например, BMW совместно с Twitter может организовать хакатон, цель которого – изучить способы интеграции Твиттера в автомобиле. Некоторые хакатоны могут быть посвящены определенной теме, такой как «мобильный контент», «открытые данные» или «здоровье» и не ограничивать использование данных. Хакатоны именно для журналистов можно найти на сайте Knight-Mozilla OpenNews.

Пока что я успела поучаствовать и выиграть призы на двух хакатонах в Берлине и Гамбурге, понаблюдать и написать о хакатоне в Москве и провести собственный хакатон Open Data Hack Day на юге Германии, сейчас идет подготовка к проведению следующего хакатону в Мюнхене в октябре. Поэтому пришла пора поделиться опытом и объяснить журналистам, почему им стоит участвовать в хакатонах, даже если они не умеют программировать.

1. Вы выбираетесь из зоны комфорта и пробуете себя в новых ролях.

Если вы думаете, что журналисты на технических хакатонах никому не нужны, вы заблуждаетесь. Дело в том, что программистам всегда нужен человек, который в состоянии донести их идеи до мира. Именно этим журналисты в идеале и занимаются – опрашивают экспертов, изучают тематику, по которой работают, читают специализированные журналы, чтобы потом просто и понятно рассказать об этом широкой публике. Эти навыки могут очень пригодиться на хакатонах.

Обычно на хакатонах при серьезном подходе кто-то должен писать документацию по проекту (какую проблему пытались решить, что получилось, какие инструменты использовали, возникшие сложности, идеи для дальнейшего развития) и делать презентацию, на которую отводится обычно лишь пара минут. Но это еще не все. Например, во время хакатона в Гамбурге наша команда состояла из 5 человек: одного журналиста (меня), специалиста по работе с данными / программиста, специалиста по статистике и двух дизайнеров. При желании они могли создать что угодно, но им нужно было понимать, как будет выглядеть конечный результат, а также координировать действия. Тут журналисты тоже могут пригодиться.

Чтобы узнать, чем еще могут люди без навыков программирования заняться на хакатоне, рекомендую прочитать вот эту статью на платформе Medium.

2. Вы учитесь программировать – бесплатно и всего за два дня.

Конечно, не стоит думать, что через два дня вы станете писать строчки кода как профи, но какие-то базовые вещи станут гораздо понятней. Например, вы сможете научиться читать HTML-код или видеть основные команды в Python. Все зависит от вашего собственного любопытства и желания учиться.

3. Вы создаете продукты, которые потенциально можно использовать в собственном СМИ

Например, когда я участвовала в хакатоне в Гамбурге, я придумала, как применить результаты сложного анализа данных к журналистской истории, учитывая особенности конкретной марки нашего издательства Hubert Burda Media. Такой подход позволяет не только научиться создавать заточенные под определенную публику продукты, но и при возможности публиковать результат на соответствующем сайте, что только добавит вам известности.

4. Вы учитесь думать самостоятельно и в условиях крайней нехватки времени

Разработка любого прототипа на хакатоне – это ужатый до крайности процесс разработки продукта, где идеи генерируются, изменяются и отвергаются в течение пары часов. Конечно, ваш продукт не будет завершенной и идеальной версией в конце хакатона, но понимание того, как он должен выглядеть в итоге, важно уже на первых стадиях разработки. Важно также понимать, какую проблему для какой целевой группы вы пытаетесь решить.

По сути это означает, что вы учитесь работать почти как в стартапе. Умение быстро создавать прототипы и понимать, как их можно развивать, высоко ценится многим СМИ. Это признают многие известные медиаорганизации, например New York Times в своем отчете об инновациях (Innovation Report).

5. Вы набираетесь опыта для проведения собственного хакатона

Собственный закатон можно посвятить темам, интересным именно вашему СМИ. Например, при проведении первого хакатона Open Data Hack Day в июне мы предложили участникам создать интерактивные журналистские визуализации на основе открытых данных. Перед проведением хакатона важно было понять многие организационные моменты (расписание, еда), чему помогло посещение других хакатонов. Для более подробного ознакомления с теорией проведения хакатонов советую прочитать вот этот документ.

6. Бонус: вы наконец поймете, что разработчики и дизайнеры – милые люди

… и что с ними можно общаться на человеческом языке, а не только малопонятными аббревиатурами. Например, на нашем первом хакатоне были случаи, когда именно разработчики объясняли журналистам, какую историю они хотят рассказать при помощи визуализации и давали им задания по поиску необходимых данных. Так что учиться друг у друга никогда не поздно.