15 декабря 2014 г. завершилась четвертая русскоязычная дата-экспедиция (ДЭ4). О том, что такое дата-экспедиция (или экспедиция данных) можно почитать здесь: http://www.datadrivenjournalism.ru/practicum/data-expeditions/

Факты и цифры

(визуализация Ирины Радченко)

Общее описание

  • ДЭ4 проходила с 4 по 15 декабря 2014 г.
  • Эта экспедиция была практической частью двухнедельного оффлайн-курса по основам работы с данными, который проводила в КарГТУ (Казахстан) Ирина Радченко.
  • В рамках ДЭ4 должны были применяться на практике знания, полученные в ходе лекций и семинаров курса.
  • Практическая часть, то есть ДЭ4, проходила в онлайновом режиме, и в ней могли участвовать не только люди, записавшиеся на оффлайн-курс, но также и все желающие.
  • Центром взаимодействия участников была специальная гугл-группа, работавшая в режиме форума и рассылки.
  • В качестве основных инструментов для работы в ходе экспедиции использовались: гугл-документы (прежде всего, текстовые редакторы и таблицы), а также Google/Open Refine и Infogr.am. Однако участники могли работать с любыми другими инструментами по своему усмотрению.
  • Всего в ДЭ4 зарегистрировалось 42 участника. Из них пятеро из России, один из Украины и 36 из Казахстана (собственно, участники оффлайн-курса).
    Организаторами ДЭ4 были Ирина Радченко и Анна Сакоян.

Материалы

В отличие от предыдущих экспедиций, в основе ДЭ4 лежал оффлайн-курс, и этим во многом определялась ее специфика. Итоги мы подводим по следующим источникам:

  • Результаты предварительного анкетирования
  • Результаты финального анкетирования
  • Сводная таблица по этапам работы участников (в открытом доступе публикуется частично, в анонимизированном виде).
  • Сообщения в гугл-группе (закрыта, потому что содержит личные данные участников)

Процесс

Курс представлял собой последовательность заданий, выполнение которых должно было привести к созданию итогового проекта. Каждому заданию предшествовали лекции Ирины Радченко. Для онлайн-участников в гугл-группе регулярно публиковались обновления: тезисы лекций, презентации, ссылки на информационные ресурсы по теме. Видеозаписи лекций были, однако публиковать их в живом формате не удалось (обработка требовала слишком много времени). Тем не менее, видеозаписи будут опубликованы отдельно.

В самом начале курса участникам было предложено выбрать себе интересующее их направление для исследований и далее работать с данными соответствующей тематики. В итоге получилось несколько групп, участники которых работали по одной и той же теме и могли обмениваться своими находками.

В ходе ДЭ 4 шла работа по следующим темам:

  • Образование
  • Культура
  • Демография
  • Бюджет
  • Спорт
  • Социальное развитие

В соответствии со структурой курса работа была разбита на следующие этапы:

  • Выбор темы
  • Поиск источников данных
  • Обработка данных в таблицах
  • Создание интерактивной инфографики
  • Создание итогового отчета

Для представления каждого этапа использовалась специальная таблица, в которой участники размещали ссылки на документы, демонстрирующие итоги проделанной работы.

Гугл-группа, в свою очередь, использовалась участниками для координации работы тематических групп и обмена ссылками по нужной тематике.

Активность работы в целом распределялась равномерно и соответствовала ходу курса. В выходные, когда не было оффлайн-лекций, в гугл-группу обновлений не поступало.

Участники


Итоги ДЭ4

По факту актуальные участники ДЭ4 были представлены только участниками оффлайн-курса (35 человек, или 83% от общего числа зарегистрировавшихся):

Актуальными участниками мы условно называем тех, кто так или иначе заявил о своем присутствии после регистрации в общей анкете. Можно предположить, что кто-то из зарегистрировавшихся выполнял задания самостоятельно и не сообщал об этом организаторам, но так как установить это невозможно, мы ориентируемся только на доступные нам результаты.
Низкую активность участников не из Казахстана можно отчасти объяснить тем, что они не участвовали в оффлайн-курсе, который, будучи конвенциональным учебным форматом, сам по себе был мотивацией к работе. Кроме того, оффлайн-курс предлагал дополнительную мотивацию в виде возможности получить по итогам сертификат. С другой стороны, считать эту низкую активность показательной тоже трудно, так как решение открыть экспедицию для всех желающих было принято слишком поздно, для того чтобы анонс достиг большего количества потенциальных участников.
Далее, говоря о результатах, мы будем исходить из актуального числа участников, отметившихся в рабочей таблице, в которой велся учет выполнения работы. В таблицу записались 35 человек. Тем не менее, даже первое задание (определиться с темой) выполнили не все, а только 25 участников (71%). Популярность тем распределилась следующим образом:

Задания по визуализации выполнили 13 человек, и те же люди сделали финальные отчеты.
Иными словами, полностью практическую часть курса выполнили 36% от числа актуальных участников и 31% от числа первоначально зарегистрировавшихся.

Работы некоторых финалистов будут в скором времени опубликованы на сайте.

Отзывы участников

Заполнение финальной анкеты не было обязательным. Ее заполнили 14 участников, состав которых практически полностью (с двумя исключениями) совпадает с составом финалистов ДЭ4. Их ответы могут быть показательны, с точки зрения того, каким образом выстраивался оптимальный рабочий процесс, прежде всего с точки зрения распределения времени и взаимодействия с другими участниками.


На вопрос о том, было ли участие в ДЭ4 полезным, все респонденты ответили утвердительно. В основном отмечалось, что благодаря ДЭ4 появились навыки работы с новыми онлайн-инструментами, а также сервисами по работе с данными.

Среди отзывов преобладают положительные. Прежде всего, понравился инструктор – Ирина Радченко (в частности, отмечалась компетентность и понятность объяснения материала). Также многим понравился режим работы онлайн. Кроме того, неоднократно упоминалась дружелюбная атмосфера и взаимопомощь. Один из респондентов, правда, отметил недостаток конкуренции. Почти все респонденты выразили желания участвовать в дальнейших дата-экспедициях.

Выводы

ДЭ4 заметно отличается от предыдущих в лучшую сторону. Прежде всего, это представленность результатов в виде проектов 30% зарегистрированных участников. Также показательно сохранение рабочей активности на протяжении всей экспедиции.
Напрашивается предположение, что ключевым фактором здесь было то, что ДЭ4 была не самостоятельным онлайн-проектом, а частью традиционного оффлайн-курса.

Тем не менее, у нее есть ряд других характеристик, которые также могли оказать влияние, и эти характеристики следует учесть в дальнейшем как возможность сделать самостоятельную онлайн-экспедицию более результативной.

  • У ДЭ4 был единый центральный учебный сценарий и инструктаж. Хотя обмен опытом между участниками всецело приветствовался, был и инструктор, который давал материал и задания по этому материалу.
  • По итогам выполнения заданий участники могли получить сертификаты. В случае с ДЭ4 это были сертификаты КарТГУ, что само по себе может быть привлекательно в силу формальности. Неформальный курс не может предложить сертификацию, однако мировой опыт показывает, что в роли маркеров успешной работы хорошо действуют так называемые «бейджи», даже если они имеют значение только внутри неформального сообщества, в котором проводится курс.
  • Интересным опытам стала градуированная отчетность участников по этапам выполнения заданий. Это может быть не только инструментом для контроля преподавателя над студентами, но и показателем прогресса для самих участников.

Также итоги ДЭ4 показывают, что экспедиции данных могут быть удобным и эффективным формат для практической части традиционного образовательного курса по работе с данными.

Данные по итогам ДЭ4 можно посмотреть здесь: https://docs.google.com/spreadsheets/d/1z9iqegJD0jHm8a373cI0KdZd2p5Qo3YnbqyCHWyBWng/edit?usp=sharing