Проект ООН «Open data in Europe and Central Asia» («Открытые данные в Европе и Центральной Азии») выпустил пособие по дата-журналистике на английском и русском языках. Его разработала Эва Константарас – ведущий консультант Internews по журналистике данных и создатель «дата-инкубаторов» в развивающихся странах. Адаптацией для русскоязычной аудитории занималась я – журналист и исследователь журналистики данных в Reuters Institute for the Study of Journalism. Поэтому позвольте, в качестве автора, обратить ваше внимание на то, что отличает этот учебник от других и пригласить вас оценить его.

blogpost_undp_1

Пособие называется «Думай как дата-журналист», и основная его цель – как раз научить журналистов видеть и использовать данные как источник для репортажей. Для этого Эва разработала уникальную систему преподавания, в которой процесс обучения идет по трем параллельным линиям:

– чтение учебника с объяснениями, примерами и упражнениями;

– «лабораторные» с отработкой практических навыков;

– создание собственного репортажа.

blogpost-undp-2

Например, учебник объясняет, как найти данные и в каких форматах они публикуются, после этого на практических занятиях студенты учатся «скрейпингу», то есть превращению данных в машиночитаемый формат, и параллельно ищут данные для собственного материала. Так учебник ведет студентов по всем ступеням создания дата-репортажа: сбор данных, очистка, анализ, визуализация и сторителлинг.

 

Второе ключевое отличие этого учебника – подход к созданию дата-репортажей. Эва учит журналистов строить дата-гипотезу – то есть ту, которую можно подтвердить или опровергнуть с помощью данных. Слабую гипотезу можно превратить в сильную, например: из абстрактного утверждения «Женщины в Кыргызстане умирают при родах» можно сделать конкретное «За последние пять лет в Кыргызстане роженицы в сельской местности умирали при родах в два раза чаще, чем роженицы в городах, причем особо высок риск смерти у рожениц из беднейших районов». Гипотеза ведет к созданию вопросов, ответы на которые найдутся в данных.

 

Третья особенность – наличие большого количества примеров и упражнений. Каждую тему студенты отрабатывают на конкретных материалах СМИ: учатся видеть, как данные используются в репортажах на разные темы, понимать, каким образом они были собраны – через порталы открытых данных или альтернативными способами, такими как сенсоры и краудсорсинг, находить ошибки в интерпретации, оценивать этичность использования персональных данных. Для этого учебника мы “прочесали” большое количество статей и репортажей, чтобы найти и лучшие примеры, и ошибки, которые не стоит повторять.

blogpost-undp-3

Впервые мы занимались с русскоязычной аудиторией по оригинальной английской версии этого учебника в августе 2016 года в Черногории на интенсивном тренинге Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). Студентами были профессора – преподаватели журналистики из стран СНГ: Киргизии, Украины, Белоруссии, Молдавии и Узбекистана.
dscf0059

Уже на тренинге стало понятно, что материал будет усваиваться гораздо лучше, если будет снабжен локальными примерами. Поэтому при работе над адаптацией учебника я искала примеры дата-репортажей и использования данных из всех стран СНГ, тем самым давая обзор состоянию дата-журналистики в пост-советском пространстве и обозначая перспективы развития. Я также сделала разбор дата-репортажа, который подготовила участница нашего тренинга, Элира Турдубаева, заведующая департамента Журналистики и Массовых Коммуникаций Американского Университета в Центральной Азии. Репортаж вы можете прочитать тут, а разбор найдете в разделе “Разработка дата-репортажа” второго модуля. Теперь самое главное, чтобы учебник нашел своих студентов. Вы можете помочь, поделившись этой записью.

dscf0426

Читайте также: обзор учебника от Теплицы Социальных Технологий.

Блогпост о том, как прошел тренинг и какие выводы мы сделали.

 

Автор выражает признательность Алене Махуковой, студентке магистерской программы НИУ ВШЭ «Журналистика данных» за ценные комментарии и обмен мнениями.